Логотип банер

Газета "Молодежная смена" УЛЫБАЙТЕСЬ, ГОСПОДА, УЛЫБАЙТЕСЬ

Смех не имеет границ, а еще он продлевает жизнь. Смех может быть заразным, лечебным, счастливым и беззаботным. Смех должен быть добрым.

Сразу в двух музеях Грозного – Государственной галерее им. А.А. Кадырова и в Национальном музее ЧР – проходят выставки карикатур: персональная выставка Народного артиста ЧР, карикатуриста Хож-Баудди Исраилова «Смех без границ» и персональная выставка карикатур актера театра им. Лермонтова, художника Апти Исламгириева «Смехотерапия».

Хож-Баудди Исраилов – актер Чеченского государственного драматического театра им. Х. Нурадилова. Будучи талантливым актером, он известен в ЧР и как художник, карикатурист. Его работы публиковались в газете «Вечерний Ленинград», газете Ленинградского военного округа «На страже Родины» и   других изданиях.

В экспозицию вошло более 50 работ, выполненных в технике бумага-карандаш, гуашь, акварель. В каждой из работ Хож-Баудди передает современные реалии, которые не соответствуют чеченскому менталитету и нормам общества. Все рисунки выполнены в цветном и черно-белом изображении, а также сопровождаются короткими текстами на чеченском языке.

Апти Исламгириев – один из ведущих актеров Государственного русского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова. Карикатурой молодой актер занимается девять лет. Все его работы сопровождаются небольшими текстами на чеченском языке. «Досадно, когда не говорят или неправильно пишут на чеченском языке. Тексты в моих работах на родном языке – это своего рода пропаганда чеченского языка», - говорит Апти.

Как известно, карикатура – особый жанр изобразительного искусства, несущий в себе, на первый взгляд, нечто юморное, насмешливое или даже издевательское. На деле же этот жанр выполняет важные социальные задачи, обозначая серьезные и драматичные ситуации и явления при помощи юмора и сатиры.

Жанр включает в себя юмористические, сатирические изображения, а также станковую карикатуру с философским подтекстом.

Более того, на сегодняшний день карикатура – единственный вид жанра, который является массовым видом искусства. Это также является следствием прошлого: в средневековье, когда жанр только зарождался, да и позже, в новое время, количество неграмотных людей было велико. Вследствие этого карикатура была оптимальным способом донесения информации до основной массы людей.

Изначально карикатуры создавались посредством угля, карандаша или же пера и чернил. Сегодня в арсенале художников гораздо больше инструментов: бумага, карандаши, кисти и краски, а также разнообразные графические программы.

Интересно и происхождение самого слова «карикатура». Несложно догадаться, что пришло оно из Италии – родины эпохи Возрождения. Слова  «caricare» и «carico» в переводе с итальянского означают «преувеличить», «загрузить». «А. Карраччи сделал несколько портретных гротесковых зарисовок в 1590 году в Болонской академии для иллюстрации теории живописи, и назвал их этими словами. Так произошло название жанра – карикатура», - говорится в «Истории карикатуры в живописи».

XVIII век стал пиком развития карикатуры, когда Европу буквально захлестнула волна моды на этот жанр. Популярной она оставалась на протяжении всего XIX- начала XX вв, до появления телевидения.

В России карикатура была популярна не менее, чем, скажем, в Англии или во Франции. Помимо всего прочего этот жанр использовался и в борьбе с внешним врагом. Кстати, эту функцию карикатура выполняла и в XX веке. Стоить вспомнить карикатуры, которые создавались в период войны с Наполеоном или во время Великой Отечественной войны. Они не просто высмеивали пороки врага, а поднимали боевой дух солдат русской, а затем советской армии.

С окончанием советской эпохи, когда рухнули вообще все границы и народ оказался во власти вседозволенности, называемой «свобода», запретных тем не стало, в том числе и в карикатуре. Особенно популярной стала политическая карикатура. Многие вспомнят прессу 90-х, когда страницы газет и журналов пестрили карикатурами на политиков.

Сегодня некоторые издания продолжают сопровождать выпуски карикатурами. Безусловно, характер изображений зависит от характера самого издания, его направленности и, конечно, целей.

Возвращаясь к выставкам карикатур в Грозном, стоит отметить, что обе приурочены к 1 апреля – Дню смеха. Этот день сложно назвать праздником хотя бы потому, что он не отмечен в календаре. И, тем не менее, ежегодно многие стремятся отметить этот день розыгрышем друзей и близких, смешной историей или анекдотом, или же карикатурами на нас самих.

В заключении стоит отметить, что не нужно ждать наступления первого апреля для того, чтобы от души посмеяться и рассмешить окружающих. Стоит радоваться каждому дню, в независимости от того, какой день на календаре сегодня. Не будьте грустными, улыбайтесь, господа, улыбайтесь.

 

Виктория ХАН

Газета "Вести Республики" Премьера спектакля в Лермонтовском

В очередной раз новой постановкой  порадовал своих зрителей  коллектив  Русского драматического театра имени М.Ю. Лермонтова. 24 марта, в канун Всемирного дня театра, здесь  состоялась премьера  спектакля  по пьесе известного драматурга Александра Вампилова «Старший сын».  Постановку осуществил    главный режиссер Магаданского музыкально-драматического театра  Дмитрий Павлов, приглашенный руководством театра  в республику.

Как было отмечено в ходе пресс-конференции режиссером и постановщиком спектакля Д. Павловым, произведения А. Вампилова составляют золотой фонд отечественной драматургии XX века. «Старший сын» в 70-х годах шел фактически во всех театрах страны и впоследствии ставился регулярно. Сегодня Русский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова обратился к этому наследию, к классике советского периода.

В этой пьесе содержится в должной пропорции все, что нужно для души – любовь, соперничество, обман, разочарования, судьбоносные встречи и тема отца и сына, извечный жгучий вопрос, который возвышает этот материал, почти до библейских мотивов. Так же режиссер отметил, что «в сегодняшнем дне испытывается некое голодание, как художником, так и зрителем по советской драматургии Розова, Арбузова, Вампилова, Володина и т.д. И для нас, молодых людей, особенно важно и ценно прикоснуться к тем светлым и чистым сторонам шестидесятых, потому что это еще и наши родители. Родители, которые были молоды и красивы, полны иллюзий и надежд, сходили с ума от «Битлов», хулиганили, как мы, творили глупости и совершали благородные поступки. Умели терпеть, ждать, любить и жить по совести. Так вот, этот спектакль  своего рода телеграмма благодарности всем родителям, которые были счастливы в то «дурацкое и прекрасное время».

На первый взгляд кажется, что  сюжет очень прост:  холодным весенним вечером Бусыгин и Сильва, только что познакомившиеся в кафе, провожают до дома подруг, рассчитывая на продолжение отношений. Однако у самого дома девушки дают им от ворот поворот — и молодые люди, поняв, что опоздали на электричку, ищут ночлег, но — никто не открывает двери, не предлагает  войти.

Два опоздавших на последнюю электричку друга мерзнут, стараются любыми способами согреться. Случайно они видят выходящего из дома мужчину,  слышат его имя и решают воспользоваться этим: зайти в его квартиру, представившись знакомыми. Однако в разговоре с Васенькой, сыном Сарафанова (такова фамилия этого мужчины) Сильва  для  того, чтобы их не выгнали на улицу, неожиданно сообщает, что Бусыгин — его брат и сын Сарафанова. Вернувшийся Сарафанов принимает эту историю за чистую монету: в 1945 году у него был роман с девушкой из Чернигова, и теперь ему хочется верить, что Володя действительно его сын.
Утром друзья пытаются бежать из гостеприимного дома, но Бусыгин чувствует себя обманщиком: «Не дай-то Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову» восклицает один он,  которого блестяще сыграл  заслуженный артист ЧР Султан Темишев. И, когда расчувствовавшийся Сарафанов вручает ему семейную реликвию — серебряную табакерку, которая всегда передавалась старшему сыну, — он решает не расстраивать «отца» и остаться, продолжая  играть роль сына.

Так у Бусыгина появляются «отец», «брат» и «сестра», (Сарафанов воспитывает их один) и ему приходится подключиться к решению семейных проблем. Младший брат, 10-классник Васенька, влюблён в соседку — 34-летнюю Макарскую, секретаря в суде, которая  смеётся над его чувствами.  Васенька, не находя ответа своим чувствам,  хочет бежать из дома. Бусыгину удаётся уговорить его остаться. Сильва, которому Макарская понравилась, симпатизирует ей, и взбешенный Васенька поджигает дом изменницы.

Параллельно развивается и вторая душевная  история: Бусыгин влюбляется в свою новообретённую «сестру», но она собирается выйти замуж за курсанта-лётчика и уехать с ним на Сахалин. Нина и Бусыгин чувствуют взаимную симпатию, и оба жалеют, что оказались «родственниками». Не выдержав, Бусыгин разоблачает себя, признаваясь при этом Сарафанову: «Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын». «Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном», — отвечает ему Сарафанов, и Бусыгин остаётся в их доме.

В начале просмотра спектакля сюжет  показался  простым, комедийным, но чем дальше развивались события, становилось очевидным, что в основе спектакля – глубокие философские мысли.  И постепенно   острее вырисовывалась трагедия – вопросы одиночества родителей, желание найти в ком-то родственную душу.  Не было предела радости  Сарафанова, когда ему сказали, что нашелся  старший сын. Он предается воспоминаниям, да так тонко и  образно передает свои душевные переживания, что зрители в зале (я это видела) из жалости к нему вытирали слезы. Особенно печальна последняя сцена, когда Сарафанов, уже давно не играющий в оркестре,  а только на похоронах, трогательно гладя, как бы прощаясь, складывает в чемоданчик  свой кларнет, тем самым демонстрируя, что он с его музыкой никому уже не нужен…

Основная мысль,  прозвучавшая лейтмотивом в спектакле – люди должны беречь и любить друг друга,  является воззванием к нам, живущим на этой планете, которая постоянно содрогается от ненависти и вражды между людьми… Призыв уважать старших и не выбрасывать их как «отработанный шлак»…

Прекрасная игра актеров, великолепно донесших до сердца зрителей каждый образ:   Сарафанов  – заслуженный деятель искусства Муса Аюбов; Сильва – Висхан Исламов; Васенька – Апти Исламгириев (мастер сцены); Кудимов – Рашид Зайтаев; Нина – Румиса Ибрагимова; Макарская – Роза Цацаева; первая подруга – Хеда Авзаева; вторая подруга – Милана Тарамова, никого не могла оставить равнодушным к происходящему на сцене. Актеры  своей игрой  сделали причастными зрителей к происходящему на сцене, заставили проникнуться сочувствием и  стать соучастниками.

А  богатая музыка и прекрасные песни, прозвучавшие в спектакле,  заставили многих зрителей старшего поколения вернуться мысленно  к годам своей   безмятежной  юности…

Думаю, что выражу мнением многих зрителей, находившихся на премьере, что коллектив актеров  Русского драматического театра им. Лермонтова – это сложившаяся творческая труппа, которой под силу прекрасно показать на сцене  произведение любого жанра и перевоплотиться в роль самого сложного персонажа  автора как русской так  зарубежной классики.

В  День театра  от имени многочисленных зрителей-поклонников театрального искусства, хочется пожелать творческому коллективу театра им. Лермонтова, а также всем, кто занят в осуществлении постановок, включая администрацию  во главе с директором Х.Дааевым, успехов  в дальнейшем развитии театральной деятельности республики.

Малика Абалаева

Газета "Столица плюс" Творчество как состояние души

«…уж не дай-то Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову»./Александр Вампилов. «Старший сын»/

 Таким человеком, верящим каждому слову, был Сарафанов из вышеназванной пьесы. Человек душевной чистоты, чьи дети, повзрослев, ушли в свои собственные заботы и переживания, тем самым уделяя слишком мало времени пожилому отцу…Впрочем, о произведении Вампилова и его сути мы еще поговорим, а пока вспомним, почему этот разговор у нас возник вообще. …Дело в том, что на прошедшей неделе театральная тема в республиканских СМИ стала чуть ли не основной – это и Всемирный день театра, который пришелся на 27 марта, и премьера спектакля «Старший сын» в Государственном Русском драматическом театре им.М.Ю.Лермонтова в г.Грозном в постановке Дмитрия Павлова.Дмитрий Павлов ставил спектакли в театрах Выборга, Санкт-Петербурга, Москвы, Тбилиси, Грозного, Магадана. Он является художественным руководителем выборгского международного театрального фестиваля «Vyborg Intelligent Perfomance», с 2014 года – главный режиссер Магаданского государственного драматического театра.«Старший сын» – комедия в двух действиях Александра Вампилова, написанная в 1967 году. Многие из старшего поколения должны помнить одноименный фильм, снятый по этой пьесе с Е.Леоновым, Н.Караченцовым, М.Боярским в главных ролях. Но хотя в пьесе немало комических ситуаций, скорей, это драма, так как затрагивает главные проблемы человеческой жизни и нравственных переживаний: вечная тема отца и сына, любви и понимания в семье, душевной чуткости, такта, поиска человеком своего места в жизни. «Старший сын» – одно из тех произведений, с которым должен познакомиться каждый. Если не прочитать, то хотя бы найти время, чтобы сходить в театр.Премьера спектакля в г.Грозном была встречена зрителями с большим интересом, зал был полон людьми разных возрастов. В преддверии премьеры режиссер и актеры спектакля дали пресс-конференцию для региональных СМИ. На вопрос о том, было ли тяжело работать с чеченскими актерами, Павлов ответил как поистине творческий человек: «Не должно быть легко!» По его словам, актеры театра им. М.Ю. Лермонтова хорошо справились со своей задачей. А они, в свою очередь, очень тепло высказались о Дмитрии Павлове, подчеркивая не только его профессиональные качества талантливого режиссера, но и уважительное, чуткое отношение к артистам.Роль одного из главных действующих лиц спектакля – Андрея Григорьевича Сарафанова – исполнил заслуженный деятель искусств Чеченской Республики Муса Аюбов. И хотя образ Бусыгина, которого прекрасно сыграл заслуженный артист ЧР Султан Темишев, тоже очень важен, все-таки душой всего действа является отец-Сарафанов, именно его отношение сделало Бусыгина настоящим «старшим сыном». Муса Аюбов считает, что едва справился с ролью, поскольку она была одновременно очень интересной и немного непривычной, чуждой для него – ему пришлось ломать себя для роли. Однако со стороны виднее и нельзя сказать, что роль Сарафанова Мусе Аюбову так уж чужда...…Муса Аюбов – это настоящий пример не только трудоголика, без остатка посвятившего себя своей работе (его творческому пути исполнилось 33 года), но и пример отзывчивости, искренней доброжелательности к людям. Его отеческое отношение к людям, порой не всегда этого заслуживающим, восхищает. В арсенале Мусы Аюбова более 40 ролей русской и зарубежной классики, от Клоуна (Л.Устинов. «Город любви») до Торибио (А. Портес. «Ночной переполох»). Он не только прекрасный актер, но и талантливый режиссер. Осуществленные им сценарий и постановка зрелищных шоу открытий в Грозном стадиона «Ахмат-Арена», высотного комплекса «Грозный Сити» и Центральной мечети ЧР «Сердце Чечни», которые транслировались по всему миру, получили положительные отзывы от десятка тысяч зрителей ближнего и дальнего зарубежья. Муса Аюбов мог бы добиться успеха не только в Чеченской Республике, но и в любом другом регионе, потому что всесторонне развитый человек, обладающий всеми качествами творческой личности, всегда найдет возможность выразить себя, донести до общества свои мысли и чувства.Неординарная перспективная актриса Роза Цацаева, сыгравшая Наталью Макарскую, так отозвалась о своей работе: «Мне было интересно окунуться в то время, вжиться в роль девушки из эпохи молодости моих родителей, моя героиня умная, образованная, умеет постоять за себя, отзывчивая, великодушная». Тем не менее работа над ролью для Розы оказалась не так проста, так как, по ее словам, ей не всегда были понятны мотивы поступков героини, которая иногда чересчур заигрывалась…В завершение хотелось бы добавить нотку восхищения работой актеров Государственного Русского драматического театра им.М.Ю.Лермонтова и результатами того, как они справляются с нелегкими задачами своей творческой профессии, а также поблагодарить Дмитрия Павлова за прекрасную постановку. И пусть слова из пьесы А.Вампилова станут для всех нас напутствием: «Кто что ни говори, а жизнь всегда умнее всех нас, живущих и мудрствующих. Да-да, жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит.»

 P.S. Кстати, на прошедшей неделе у заслуженного деятеля искусств ЧР Мусы Аюбова случилось еще одно знаменательное событие – юбилей. С чем мы его от имени всего коллектива газеты «СТОЛИЦА плюс» и поздравляем, желаем ему долгих лет счастливой творческой жизни на радость всем нам.

 

 

 

Мадина Болатмирзаева

«С+, №12

Выставка карикатур «Смехотерапия»

В Национальном музее Чеченской Республики проходит выставка карикатур «Смехотерапия» художника Апти Исламгириева, посвященной Дню смеха.

Церемонию открытия начала искусствовед Милана Хадчукаева, заведующая отделом ИЗО Национального музея ЧР, с поздравительными словами выступил Народный артист ЧР Хож-Бауди Исраилов, заместитель директора Мемориального комплекса славы им. А. А. Кадырова Висан-Паша Ахматов, Заслуженный артист ЧР Султан Темишев, актер Русского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова Антон Жоров.

Открытие выставки посетили представители интеллигенции ЧР, в числе которых был известный чеченский филолог Шарани Джамбеков, представители СМИ, преподаватели и студенты кафедры «чеченской и общей филологии» и «актерского искусства» ЧГУ и др.

В завершении церемонии Апти Исламгириев поблагодарил гостей выставки. Экспозиция вызвала яркие эмоции у посетителей, которые озвучили идею о необходимости ознакомления широкого круга общества с творчеством карикатуриста, посредством рекламной продукции.

Апти Исламгириев – актер, ведущий мастер сцены Государственного русского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова, увлекается живописью.

А. Исламгириев родился в 1986 году в г. Аргун, в 2010 г. окончил актерское отделение филологического факультета ЧГУ под руководством А. И. Марисултанова. В 2014 г. получил дополнительное профессиональное образование на режиссерском факультете в АПРИКТе в Москве, под руководством мастера по режиссуре В. Н. Сорокина.

Карикатурой Апти Исламгириев занимается на протяжении 9 лет, его персональные выставки проходили в Государственной галерее им. А-Х. Кадырова и в Национальной библиотеке ЧР. Его работы публиковались в республиканских изданиях. А. Исламгириева приглашали работать в детские издания, газеты и журналы. Но актерская деятельность занимает большую часть его времени, поэтому карикатурой он занимается в качестве хобби.

В своих работах Апти, в сатирической форме, изображает социальные, бытовые явления и характерные типы людей. Его карикатуры направлены на оздоровление общества: через юмор и сатиру они помогают зрителям переосмыслить определенные аспекты жизни. Подобные выставки способствуют развитию жанра карикатуры в Чечне.

Каждый рисунок автор сопровождает короткими, но емкими текстами, написанными на чеченском языке. «Досадно, когда не говорят на чеченском, или когда неправильно пишут. То, что тексты в моих работах на чеченском – это своего рода пропаганда родного языка», – говорит Апти.

За высокое профессиональное мастерство, постоянный творческий поиск и существенный вклад в развитие театрального искусства, А. Исламгириев неоднократно награждался грамотами, дипломами и медалями: «Медаль за высокое достижение в культуре» (2013), «Медаль за преданное служение театру» (2014), «Медаль за развитие культуры» (2015).

 

Экспозиция «Смехотерапия» состоит из более 50 работ, исполненных в смешанной технике. Выставка продлится до 1 мая 2017 года.

zoofirma.ru
Яндекс.Метрика