Логотип банер

Театр им. Лермонтова готовится к юбилею

 

 

 

К 200-летию великого поэта М.Ю. Лермонтова в Государственном Русском драматическом театре имени поэта состоится премьера спектакля по пьесе Лермонтова «Маскарад». 

В связи с этим, по инициативе Министерства культуры ЧР для репетиции с актерами грозненского драмтеатра и мастер-класса в г. Грозный прибыли Заслуженная артистка ЧР, помощник режиссёра Наталья Гоголева, Заслуженный артист ЧР педагог  Дмитрий Кошмин, Народный артист ЧР, писатель, режиссёр Павел Тихомиров и Заслуженная артистка России Наталия Красноярская.

По мнению Натальи Гоголевой, пьеса «Маскарад» - одна из самых значимых пьес поэта, которая стоит того, чтобы спектакль  увидел чеченский зритель.

 - Пьеса «Маскарад» - это очень сложное и, в то же время, одно из лучших произведений великого русского поэта. Эта пьеса требует максимальной отдачи от актёра. Очень важно, чтобы актёры не переигрывали своих героев. Найти границу между переигровкой и недоигровкой - очень сложная и кропотливая работа. Мы уже провели предварительную репетицию с актёрами грозненского драмтеатра, и, думаю, с задачей молодые люди справятся, поскольку виднеется высокий творческий потенциал в глазах чеченских актёров, - подчеркнула Н. Гоголева.

Напомним, что в оригинале пьеса идёт около четырех часов. Была сказано, что необходимо сократить произведение до полутора часа.

Дмитрий Кошмин отметил, что молодые чеченские актёры очень серьёзно и профессионально отнеслись к предстоящей работе.

 - Хочу отдать должное актёрам грозненского драмтеатра. Они с самого начала отнеслись к нашей работе с максимальным интересом, на репетиции пытались показать максимум своего актёрского мастерства. Необходимо добавить, что многие актёры театра уже сейчас способны играть самые сложные роли потому, как актёрского мастерства у них имеется в достатке. Но, тем не менее, есть и проблемы. Без этого никак. Мы приехали сюда, чтобы помочь перспективным актёрам повысить свой профессионализм в этом нелегком деле, - сказал Д. Кошмин.

Добавим, что педагоги пробудут в республике до 20 июня. Репетиции пьесы будут проводиться до конца августа текущего года, а премьера состоится в сентябре.

Адам Межиев  

www.ChechnyaTODAY.com

 

 

 

Петербургский режиссер поставил в Грозном спектакль о свободе личности

 

 

 

В конце мая, в Грозном, состоялась премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина».Спектакль, по прозе драматурга Михаила Хейфеца,  на сцене Государственного Драматического театра им. М. Ю. Лермонтова,  в Грозном, поставит, петербургский режиссер, Дмитрий Павлов. Он рассказал «Кавполиту» о будущей премьере, о том, как приехал в Чечню и куда поедет после окончания контракта.

Дмитрий, расскажите, как вы попали в Чечню, и не было ли сомнений «ехать-не ехать»?

     Меня пригласила дирекция театра Лермонтова, это распространенная, полезная, для обеих сторон практика. Я могу сказать, что это приглашение было очень приятно, и для меня имело особую важность. Моя любовь к Кавказу, длится с детства. Мои близкие родственники, живут в Тбилиси и в детстве, я много времени проводил в этом теплом городе. Грузинской культурой, я проникся с раннего возраста, потом в связи с военными действиями был большой перерыв, в моих визитах в Грузию. Но, последние годы, я часто летаю в Тбилиси, поставил спектакль в театре им. Грибоедова . Тбилиси это необыкновенный город, и в театральном отношении особо. Собственно, всегда таким являлся. Творческая среда, этого города, всегда была в авангарде и держала руку, на пульсе времени. Плеяда великих людей, из разных областей искусства, жила, творила в Тбилиси, и сегодняшний день, не исключение. В нем, интересным образом, уживаются традиция и новаторство. Мне всегда было интересно, продолжить работу на Кавказе. Когда возник диалог, по поводу моего приезда в Грозный, меня, конечно, подкупило это предложение. А насчет безопасности – как говорится, в городе, в котором есть театр, бояться нечего. Люди искусства, говорят на одном языке. Искусство - нас роднит, объединяет, делает добрее и духовно богаче.

Почему вы обратились к прозе Хейфеца для постановки в Грозном?

     Я изначально, предложил театру, ставить современную драматургию. Несмотря на то, что много материала, который хотелось бы представить публике, по тем или иным причинам, не удалось бы, притворить в жизнь, так как, в них присутствует, множество, табуированных тем. Из того арсенала, который я представил, были несколько вариантов, принятых художественным советом с интересом, но по этическим причинам, пришлось отказаться от некоторых пьес, это не во всех случаях, касалось тем произведений, а тривиально, недостаток возрастных актеров, например. В короткий срок, пришлось определяться, и я остановился , на прозе М.Хейфеца, «Спасти камер-юнкера Пушкина», это произошло буквально в течение одного дня. Для меня самого это было неожиданно, потому что, с этим произведением, я сам познакомился относительно недавно , но взял его себе на заметку «может, в ближайшем будущем поставлю».
Это не пьеса в чистом виде. Здесь, на месте, я взялся за инсценировку. Пришлось ее адаптировать под местный менталитет, традиционные явления, существенно сокращать и т.д. На мой взгляд, инсценировка удалась, и драматургия не пострадала, что для меня, было очень важно. Правда, она лишилась тех эпизодов, сцен или лексических оборотов, которые мне на первоначальном этапе были важны, но в новой редакции, обнаружились неожиданные и не менее интересные вещи . По сути, спектакль сочинялся, по мотивам этой прозы, но авторский текст, разумеется, я старался бережно сохранять.

Сложно ли было писать для чеченского зрителя?

     Надо сказать, что все-таки я написал, всего лишь инсценировку. А что, касается спектакля, то, это был необычный и интересный опыт – создать спектакль, в котором казалось бы, неизбежны прикосновения, к примеру. Тем не менее, без этого мы обошлись, суть не исчезла, драматургия не пострадала, тот эмоциональный окрас произведения, конфликт, проблематика сохранились. Может быть, зрителям других регионов действие показалось бы, подозрительно стерильным, например армейские сцены, но на самом деле, все это второстепенные моменты. Главное, конфликт вскрыт, заявлен, а способов подачи его, множество. В инсценировке, я использовал некоторые цитаты из других произведений. В частности, из повести Сергея Довлатова «Заповедник», так как проблематика -созвучна. Довлатов один из моих любимейших прозаиков, и тут он, как всегда, явился мне на помощь. Когда, ты ставишь спектакль, ты берешь авторство в свои руки, это, не значит, что ты все мараешь и спасаешь, не совершенное полотно, а просто, продолжаешь авторскую мысль, тему и т.д., только иными способами и средствами выразительности. Ведь пьеса – это только верхушка айсберга, можно сказать -недолитература. Слова для актера – это только одно из приспособлений. Материал актера – действие. Как для певца голос, для художника краски. Поэтому мы строим спектакль по школе, этюдным методом.

Как бы вы оценили уровень актеров театра?

     Приезжая в тот или иной город я никогда не жду от местных актеров высокого уровня. Везде 50 на 50. Есть актеры старой школы, у которых высокий уровень, но их академизм им порой мешает, есть молодые смелые, темпераментные, яркие личности. Но им чаще, не хватает опыта, навыка, и не только в ремесленническом смысле, а больше, какой-то, личной боли, трагедии, надлома, не равнодушия, что ли. Всего, того содержания, которое, он несет на сцену. Художник, не может молчать, у него постоянно, что-то, о чем-то болит. Я не ждал, что столкнусь с высоким уровнем профессионализма, или наоборот столкнусь с отсутствием такового.
Можно сказать, что театр в таком виде, каком мы его можем созерцать сейчас, достаточно еще молод, несмотря, на 75-летнюю историю. Ведь было время, когда он останавливал свою работу, по тем, или, иным причинам. Менялась школа, мастера, ученики…. Я думаю, театр будет набирать обороты, расти, и воспитывать зрителей. Все условия, для этого, есть. Многие театры, даже, не имеют, собственной площадки. Сколько, угодно таких примеров. Подавляющее большинство актеров в труппе составляет молодежь. В целом, актерской школы не хватает, но это не самое страшное, потому что азарт, желание и способность откликаться на новые творческие предложения в ребятах есть. Актерский и творческий потенциал очень неплохой. За эти полтора месяца, которые мы работаем, мы сделали большой шаг вперед. Это не моя заслуга, это, общий труд, и верный подход к работе. Мы с ребятами позволили себе похулиганить в хорошем смысле, обрести некую свободу, где-то начать с нуля, возбудить творческий интерес к материалу, и это, дало живые плоды. Актерам нельзя простаиваться, нужно работать с разными режиссерами, у них должен быть большой диапазон возможностей и выбора.

А как актеры приняли вас, приезжего режиссера?

     Очень тепло, с интересом, как и любые, здоровые, творческие люди. Мы быстро, нашли общий язык, общие точки соприкосновения. Голод по работе, сказался. Так, что я быстро забыл, что я где-то в республике, в которой есть свои тонкие особенности. Надо, поблагодарить, директора театра, за его интуицию, за шаг – приглашение режиссера «со стороны». Очень надеюсь, что эта практика будет продолжаться, и в этом, замечательном театре, с такой великой историей, будут ставить, еще многие незаурядные режиссеры.

Что увидит грозненский зритель на премьере спектакля?

     Я бы, сказал: «каким вопросом он задастся?». Потому что театр не дает ответов, он задает точные вопросы. Дает возможность человеку оглянуться, задуматься, остановиться, или пойти вперед. Театр - это не доктор, это-боль. Театр не является живым, когда он все разжевывает, иллюстрирует и ставит перед фактом – это дурное явление. Такой тенденцией грешат дешевые развлекательные пьески и антрепризные халтуры - «привет из 90-х». Театр не должен развлекать. Зритель, должен, тоже трудиться и затрачиваться, ибо, он полноценный участник действия, только, по другую, стороны рампы. Я надеюсь, что мы вместе со зрителем, зададимся, очень важным вопросом - о духовной свободе.
Жизнь – это всегда дуэль. Пушкин, в данном произведении, это метафора. Метафора, высшей духовной сферы, которая постоянно подвергается атакам извне. Порой, она терпит идеологические вмешательства, порой страдает, просто от человеческого невежества. Нам систематически, навязывают какие-то лживые, фальшивые идеи. Нас, планомерно закапывают, еще, даже, не дав, нам взрасти. Это всегда, кому-то выгодно. Зачем, нужны, свободные, мыслящие люди? Человек, начинает задаваться вопросами, его изнутри начинает что-то есть, его духовный мир мешает ему смиряться, с окружающей средой. Он чувствует спинным мозгом неправду, и начинает бороться с системой, с подлостью, серостью… Нашему герою так же, нет покоя. И он становится для системы - неудобоподобным, инакомыслящим, своего рода диссидентом. Он начинает копаться в истории и творчестве Пушкина, но, по сути, копается в своем духовном мире и обнаруживает , ту прелесть и магию поэзии, которая творит чудеса и делает его свободным от всего мирского. Но это, всегда, неудобно кому-то. Потому что, как только человек становится свободным, формирует свое мнение, он всегда начинает противостоять той или иной системе. Мы ошибочно полагаем, что за шаблонностью, плакатностью, то есть, неправдой мы сможем чувствовать себя комфортно, и этого будет достаточно. Но все равно, человек будет тянуться к настоящему, подлинному, через те преграды, которые нам строят. Как долго, можно молчать, приспосабливать, пресмыкаться? Финал жестокий, но вся жизнь героя, это аллюзия Пушкина, в чью биографию он невольно вписывается и можно сказать проживает ее. Герой погибает совершенно банально, в 90-е годы его убивают , из-за материального. Только возникло познание, приближение к высшей точке и на этом пике, его жизнь обрывается, как и Пушкина, который ,«Высоко парил, а погиб как заяц».

Провокационный спектакль получается…

    Здесь, есть провокация – но благая. Провокация к разрушению внутреннего психологического  барьера. Преодолению  человеком страха быть иным.

Как думаете, вы еще вернетесь в Чечню?

   Я надеюсь на это. Но пока, у меня запланирован ряд постановок. Следующий контракт ждет меня в Магадане, затем Финляндия, Питер.  А в начале, театрального сезона, я, наверное, прилечу, мы освежим спектакль. Пока, с моей стороны будет нескромно говорить  о дальнейшей работе. Резонанс от премьеры, все скажет за себя.

   Дмитрий Павлов получил режиссерское образование в Санкт-Петербурге. Ставил спектакли в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Выборга, Тбилиси и других городах России. Является художественным руководителем международного театрального фестиваля «VyborgIntelligentPerformance» (г. Выборг).
В числе его режиссерских работ следующие спектакли:
«Марьино поле» (О.Богаев), «Принципиальные анекдоты» (С. Носов), «Варшавская мелодия» (Л.Зорин), «Полковник говорит – люблю» по повести «Заповедник» С.Довлатова, «Двенадцать месяцев» (С. Маршак), «Утиная охота» (А.Вампилов) и др.

 

 

 

В Грозном покажут «Спасти камер-юнкера Пушкина»

 

 

 

31 мая состоится премьера спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина». Спектакль по прозе драматурга Михаила Хейфеца на сцене Государственного драматического театра им.М.Ю.Лермонтова в Грозном ставит петербургский режиссер Дмитрий Павлов.

– Это будет современный спектакль, в котором мы пройдемся во времени вместе с главным героем, отношение которого к Пушкину будет меняться на протяжении его жизни. Работать с Павловым легко: он не играет режиссера – он им является. Он знает свое дело и сумел заразить нас всех идеей спектакля, – сказал Нурди Сардалов заведующий художественно-постановочной частью театра Лермонтова.

Зрители вместе с героем переживут основные этапы становления его личности, и увидят меняющееся отношение к Пушкину, по сути, является некой метафорой, в данном произведении, невзирая на то, что образ Пушкина постоянно возникает в спектакле. По словам режиссера, его задача заставить зрителя задуматься о внутренне свободе и окружающем нас мире.

–  Конечно, как всегда сроки поджимают, но мы не паникуем по этому поводу, так как это вполне нормальное явление. Если  оказалась бы в запасе еще одна неделя – она была бы, скорее всего бесполезной, поэтому мы мобилизовались, ускорились и спектакль увидит свет в срок, – рассказал режиссер.

Дмитрий Павлов получил режиссерское образование в Санкт-Петербурге. Ставил спектакли в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Выборга, Тбилиси и других городах России. Является художественным руководителем международного театрального фестиваля «Vyborg Intelligent Performance» (г. Выборг).

В числе его режиссерских работ следующие спектакли: «Марьино поле» (О.Богаев), «Принципиальные анекдоты» (С. Носов), «Варшавская мелодия» (Л.Зорин), «Полковник говорит – люблю» по повести «Заповедник» С.Довлатова, «Двенадцать месяцев» (С. Маршак).

Хава Хасмагомадова

 

 

 

В театре им. Лермонтова состоялся очередной сбор труппы

 

 

 

29 апреля в ГРДТ им. М. Ю. Лермонтова прошел традиционный сбор труппы. Началось совещание со вступительной беседы директора театра, на которой он изложил о планах на текущий и будущий сезоны, о новых постановках, о требованиях к актерам, а также о событиях и художественных программах, которые пройдут в Государственном русском драматическом театре им. М. Ю. Лермонтова рамках Года культуры.
Коллектив театра уже начал работу над спектаклями «Обреченный на одиночество» в постановке М. Аюбова и «Спасти камер-юнкера Пушкина» в постановке приглашенного режиссера из Санкт-Петербурга Д. Павлова. Выпуск спектаклей планируется на май-июнь текущего года. На сборе также обсудили и мероприятия, которые планируется провести в связи с 200-летием со дня рождения великого русского поэта М. Ю. Лермонтова.

 

 

 

zoofirma.ru
Яндекс.Метрика