Логотип банер

В Центральном Доме актера состоялась презентация книги

 

 

 

 

 

 

 

2 апреля была представлена новая книга «Есть такой театр…», посвященная Грозненскому Государственному русскому драматическому театру им. Лермонтова. Автор книги – московский артист и режиссер Павел Тихомиров рассказывает не только о стационарном театре, созданном в 1938 году. Он прослеживает путь русского театра в Грозном, начиная с 1904 года, когда московская антреприза, руководимая Мариусом Мариусовичем Петипа, привезла в Грозный на гастроли Горького «На дне». Потом, уже после Революции были ТРАМ, драматический театр, пока не появился постоянный театр, получивший в 1941 году имя Михаила Лермонтова.

На грозненской сцене в разные годы играли – Любовь Басаргина (Блок-Менделева), Мария Кемпер, Константин Давидовский, Мария Мравина, Евгения Евгеньева, Анна Сиротина, Георгий Полежаев, Людмила Вальднер, Евгений Красницкий, Леонид Броневой, Иннокентий Смоктуновский, Наталья Каташёва, Лидия Савченко, Людмила Сторожева, Зинаида Вакуленко, Владимир Белоглазов, Александр Михайлушкин, Максим Райкин, Ирина Чипиженко, Людмила Лысова, Андрей Заводюк – эти имена сегодня известны всей стране.
Представление книги состоялось в Грозном во время юбилея театра. Среди гостей были те, кто в разные годы играл на грозненской сцене – Владимир Белоглазов, Наталья Гоголева, Татьяна Епифанцева, Ирина Чипженко, Дмитрий Кошмин и автор книги Павел Тихомиров.

 

 

 

 

 

 

 

Вечер в Центральном Доме актера им. А. А. Яблочкиной

 

 

 

2 апреля 2014 года в Центральном Доме актера им. А. А. Яблочкиной прошел вечер, посвященный 75 летию Государственного русского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова: «Есть такой театр». Великолепно подготовленный вечер подарил множество незабываемых впечатлений. 

На вечере были представлены кинофотодокументы, исторические архивные материалы. Гостям вечера особо запомнились выступления-воспоминания А. Галич-Архангельской, С. Багина, задушевный вокал заслуженной артистки РФ Н. Красноярской и «Лезгинка» в исполнении искрометных артистов театра им. М. Ю. Лермонтова. Гости и участники вечера выразили благодарность режиссеру народному артисту ЧР Павлу Тихомирову, за столь прекрасную постановку, директору театра им. М. Ю. Лермонтова Бекхану Музакаеву, благодаря энтузиазму, высочайшим профессиональным и человеческим качествам которого состоялось издание книги П. Тихомирова «Есть такой театр», а также руководству Чеченской Республики, за бережное и трепетное отношение к традициям русского театра и русского языка.

 

 

 

Мастер-класс в театре от богослова

 

 

 

«Шейх Мансур» - так назывался спектакль чеченского театра имени Ханпаши Нурадилова, который был представлен публике в 1999 году. Сейчас мало кто помнит о нем, даже среди заядлых театралов. А между тем, это была уникальная постановка и по теме (до этого судьба легендарного национального героя не попадала в фокус ни режиссеров, ни писателей), и по масштабности (спектакль шел почти 4 часа), и по условиям, в которых она рождалась. 

Лето 1999 года. В Грозном, как и во всей Чечне - это время смуты, острого политического и социального кризиса. Кругом - картины послевоенной разрухи. На разбитых улицах города хозяевами чувствуют себя вооруженные люди, а простые жители – их заложники – пытаются выжить в обстановке мертвой экономики, тотальной безработицы, не прекращающейся борьбы за власть «полевых командиров» и разгула преступности. На их лицах, не проходящее чувство тревоги от ощущения движения чеченского общества в пропасть. И в этой тяжелейшей ситуации, когда самозванцы навязывают народу ложные идеалы, лучшие умы нации ищут ответы на животрепещущие вопросы – в чем спасение, за кем идти? В поисках момента истины многие обращаются к опыту предков, к истории, чтобы извлечь из нее уроки. Талантливый режиссер и патриот Мималт Солцаев (недавно ушел из жизни, Дала геч дойла цунна!) выбирает для творческого исследования личность Шейха Мансура (Ушурмы), первого имама Кавказа, который боролся за достойное будущее не только своего народа, но и всех горцев. И пожертвовал жизнью за это. Собрав остатки труппы(актеры, не получая долго зарплату, вынуждены были оставить сцену и искать средства к существованию на стороне)режиссер начал репетиции. Работали, как в добрые довоенные времена, вдохновенно. Результатом этого плодотворного творческого процесса стало объемное театральное полотно. К сожалению, вскоре(в сентябре 1999 года) возобновились военные действия в республике и подвижнический труд группы энтузиастов пропал зря. Правда, премьера состоялась, в зале сидели самые горячие любители театрального искусства, которые среди тягостных забот режима выживания выкроили время, чтобы получить пищу для души. Среди тогдашних зрителей уникального спектакля «Шейх Мансур» был ,как выяснилось, и муфтий Ахмат-Хаджи Кадыров. Вот как об этом вспоминает исполнитель главной роли Али Марисултанов, ныне главный режиссер государственного русского театра имени Михаила Лермонтова:
- К тому времени я уже был героем театра, успешно сыграл множество главных ролей, как лирических, так и трагических. Но роль Шейха Мансура мне почему-то давалась с трудом. И дело тут было не в отдаленности изображаемых событий, а в масштабности исторической личности, чей образ я воссоздавал на сцене. Как постичь и передать зрителю величие, силу духа и характера моего героя, уроки его подвижнической
жизни? Я настолько обостренно ощущал ответственность, что впервые засомневался: соответствую ли этой большой роли – по человеческим и профессиональным качествам? Работа, в которую было вложено очень много сил, могла стать разочарованием – и для исполнителя главной роли, и для его почитателей. Но стала успехом, откровением. И все благодаря встрече с талантливым зрителем – Ахмат-Хаджи Кадыровым. Эта встреча, как признается Али Марисултанов, стала для него, опытного актера, главным уроком актерского мастерства, перевернула его сознание и мироощущение. Об этом он говорит с глубокой благодарностью судьбе за счастливый случай.
-За два дня до премьеры состоялся прогон нового спектакля. Уставшие актеры после четырехчасового прогона спешили покинуть душный зал. А я задержался, хотел побыть в одиночестве, прийти в себя. И тут вижу - с балкона в зрительный зал спускается Ахмат-Хаджи Кадыров, муфтий, хорошо знакомый по телеэкрану. Я был приятно удивлен, что такой уважаемый и очень занятой человек нашел время для многочасового просмотра нового спектакля. Сразу подошел к нему, поприветствовал , представился, сказал, что мы – однотейповцы, выразил свою радость в связи с тем, что Всевышний уберег его во время очередного покушения(теракт произошел незадолго до нашей встречи). Так началась наша беседа, которая продолжалась полтора часа. Как и большинство в республике, я восхищался мудростью муфтия, беспримерным мужеством, с которым он открыто, публично боролся с вахаббитами, отстаивал традиционный ислам и национальные духовные ценности , что в той ситуации было весьма опасно. И этот человек, каждый день, рискующий ради истины, ради сохранения самобытности нации, ее вековой культуры, сидел в пустом зале и говорил об искусстве, о театре, о новой постановке. Я больше молчал и слушал. И услышанное в тот день стало навсегда уроком для меня и как актера, и как человека.
– Ты стараешься Ушурму воинственным, храбрым – кричишь, размахиваешь саблей. Но это не совсем точная трактовка образа твоего героя. Шейх Мансур, прежде всего богослов, и его главное оружие – слово, Коран. Он был неординарной личностью, широко образованным человеком, владел пятью языками, в том числе иностранными. А главное – ненавидел войну, хотя в сложившейся ситуации вынужден был взяться за оружие. Я хорошо знаю биографию нашего национального героя. Известен такой факт: когда его объявляли имамом Чечни и Дагестана, один из присутствующих спросил Ушурму, как он относится к войне, вооруженной борьбе в достижении намеченных целей. На что шейх ответил: «Воевать с заведомо более сильным врагом, зная о неминуемом поражении и гибели – большой грех, осознанная жертва – как самоубийство. Всевышний даровал нам жизнь, и мы должны распоряжаться этим бесценным даром очень бережно, с чувством великой ответственности и благодарности Создателю. Эта встреча с А.-Х. Кадыровым, говорит Али Марисултанов, оказалась первой и последней. Но она стала для него незабываемым событием.
- Я много учился, много читал. У Шекспира в «Короле Лире» есть такие строки: «Звенит лишь то, что пусто изнутри» Но эту истину я не воспринимал так глубоко, как после слов Ахмата-Хаджи Кадырова. «Не кричи на сцене. Чем тише ты говоришь, тем убедительнее. Шейх Мансур был очень сильным человеком. А сильные не кричат, не шумят». Этот урок актерского мастерства от богослова, мудреца, великого общественного деятеля я усвоил навсегда. Он помогает мне с тех пор и в профессии, и в жизни. Рассказывая про моего героя, мой собеседник еще говорил о пророчестве Шейха Мансура: «Наступят времена, когда неизвестно откуда на нашей земле появятся во множестве люди с серыми, неприятными лицами инстинктом разрушителя. Они принесут людям много страданий, но с божьей помощью будут изгнаны, народ добьется освобождения». Вера в это пророчество и убеждение в истинности выбранного пути давали будущему президенту Чечни силы продолжать борьбу.
Я пришла к народному артисту ЧР Али Марисултанову в театр без предварительного звонка, без приглашения. Нашла его в кабинете. Он писал, как оказалось, сценарий нового спектакля «Я вернусь» на основе драматического этюда Чехова «Лебединая песня». На стене над головой хозяина кабинета увидела портрет Ахмат-Хаджи Кадырова, а напротив – портрет Мималта Солцаева. Их обоих уважаемый и заслуженный деятель театрального искусства считает своими Учителями, духовными наставниками. Они помогали ему открывать не только секреты профессии, но и тайны глубинных, невидимых поверхностному взгляду пластов жизни, без постижения которых нельзя выполнить главную миссию театра – воспитывать душу, сознание зрителя, нести со сцены в народ нравственность, благородство, гуманизм, религию, которая является фундаментом любой культуры.

Асет МУРТАЗАЛИЕВА

 

 

 

Премьера спектакля «Я вернусь»

 

 

 

Это неожиданное зрелище, когда актер играет актера. Действие происходит в театре. Старый актер Василий Васильевич Светловидов просыпается на сцене после шумного бенефиса. На артиста нахлынули воспоминания. Герои из спектаклей далекого прошлого окружают его. Он размышляет о жизни, мечтает, играет свою молодость, радуется и грустит. Здесь, в своем мире, он может дать волю чувствам, открыть свою душу.

«Я вернусь» - очень искренняя, щемящая исповедь. Это спектакль про театр, про людей, сжигающих себя в огне творчества.

Постановку своей пьесы осуществил Народный артист ЧР Али Марисултанов. Главными действующими лицами в спектакле являются только три актера: Народный артист ЧР Бай-Али Вахидов в роли Светловидова, Альви Махаури в роли суфлера и Милана Тарамова в роли Гертруды.

Одним из первых зрителей спектакля стал присутствовавший на премьере Министр культуры ЧР Хож-Бауди Дааев. Он внимательно следил за разворачивавшимися на сцене событиями, а по завершению созвал импровизированный экспертный совет, на котором директор театра, режиссер постановки и профильный специалист министерства обсудили некоторые нюансы, касающиеся сюжета пьесы и дали ее автору ряд ценных рекомендаций.

 

 

 

zoofirma.ru
Яндекс.Метрика