Логотип банер

В Грозном с минуты на минуту ожидается начало церемонии открытия Государственного русского драматического театра имени М. Ю. Лермонтова.

Строительство нового здания театра велось с 2008 года по поручению Главы ЧР Рамзана Кадырова. Зрительный зал театра построен в форме сферы. Оркестровая яма поднимается и опускается на домкратах. А театральная сцена сконструирована таким образом, что даже самое дальнее зрительское место находится на расстоянии всего 17 метров от сцены.

Основной зал рассчитан на 500 зрительских мест. Кроме того, в театре имеются репетиционный зал на 100 зрительских мест, а также современные гримерные и целый комплекс производственных мастерских. А сценическое оборудование отвечает самым современным мировым стандартам.

Государственный русский драматический театр был основан в 1938 году. В год 100-летия смерти Михаила Лермонтова театру присвоили имя классика русской литературы. В 1990-е годы театр закрылся и только в 2004-м вновь открыл свои двери для зрителей.

Грозненский русский театр без русских актёров несёт русскую многонациональную культуру

В основе всех жанров современного чеченского искусства лежит русская школа. 9 мая в Грозном должен открыться Государственный русский драматический театр им.Лермонтова. Он был открыт в 1938 году специальным постановлением Совнаркома республики, в советские времена театр гастролировал, но последние 30 лет не имел собственной сцены. О новом творческом этапе «ВК» директор театра Бекхан Музакаев.

 - Бекхан Абузедович, театр был полностью разрушен во время первой военной кампании, около 15 лет он не работал, с чем связано решение возродить театр?

- Театр и не имел своего здания, в довоенные годы три грозненских театра находились в здании театрально-концертного зала. Грозненский русский драматический театр как он раньше назывался, имеет очень большую историю. Первые постановки здесь были поставлены известным всем Евгением Вахтанговым. Под разными названиями этот театр начинал работать еще с 1904 года. Возрождение русского театра имеет большое значение, потому что мы живем в одном, едином пространстве большой дружной российской семье и пропаганда русской культуры очень большое значение имеет в Чеченской республике. Деятельность театра всегда определялась как средство общения народов. Русский театр всегда ощущал свою миссию и предназначение – это приобщение зрителей к общим культурным процессам страны, духовным богатствам которые осуществляют высокие образцы русского многонационального искусства. С такой миссией, с такой задачей театр был возрожден.

- Чем отличается грозненский русский театр от подобных учреждений других регионов?

- Задачи у нас одинаковые. Театр должен пропагандировать русскую культуру, классику и мировую классику в нашей республике. Показывать позитив и проблемы нашей республики, показывать нашу культуру. Все это должно выходить и в другие регионы и зарубежье. Такой еще один дружеский мост между Чечней с другими регионами и с другими государствами. Современное здание, оно отвечает всем театральным требованиям. Все здесь соответствует высокому уровню и сцена и зал и звук, и свет и полностью техническое его оснащение. Актеры у нас свои, выпускники в основном нашего госуниверситета, актерского мастерства. Отличия и в том, что этот театр когда-то был одним из лучших на Северном Кавказе. Здесь служили люди, которые потом в дальнейшем работали в Москве, Ленинграде и в других регионах. Люди, которые в разные времена прошли через этот театр, в дальнейшем были востребованы в других театрах.

- Каков национальный состав труппы?

- В основном чеченцы, русских у нас нет. Но в этом году будем проводить набор. Раньше сдерживало от набора отсутствие базы, но сейчас есть все необходимое. Хочется поблагодарить за это главу республики Рамзана Кадырова. Такой базы на Юге России ни у одного театра нет. Поэтому мы планируем набирать актеров, они смогут работать в театре и одновременно учиться на актерское мастерство. Будут готовиться русские актеры, будем искать таких среди желающих жителей республики. Со временем у нас часть труппы будут составлять представители русской национальности. Чтобы театр наследовал те добрые традиции, я связываюсь со многими актерами которые здесь проработали. Они готовы нам помогать, приезжать и давать мастер-классы, повышать уровень наших актеров. 15 мая у нас будет премьера гоголевского «Ревизора», на премьеру семеро из них тоже приглашены.

- Будете ли вы ставить кавказские произведения Лермонтова и Толстого?

- Конечно. Пока, к сожалению, у актеров нет здесь своей школы, есть только образование актерское. Актеры учатся на классике. Планируем ставить пьесы классические, а также пьесы национальных драматургов. Две-три постановки в год. На классике будут учиться, повышать свое мастерство, но и на местных драматургов наших будут ставить спектакли с учетом нашего менталитета.

- Вы рассчитываете, что в театр будут приходить только русскоязычные жители Грозного?

- Нет-нет! Почему? Будут приходить все. Мы не дожидаясь окончания строительства, переехали в административное здание и сюда уже люди ходят и ждут открытия этого театра. Играться все будет на русском языке, но приходить будут все. Сегодня даже из других регионов изъявили желание приехать зрители. Много желающих и режиссеров и актеров, которые хотят здесь работать.

 - Собираетесь ли вы ставить пьесы современных авторов?

- Мы обязательно будем ставить современных авторов, наших драматургов. Планируем ставить классику – и русскую, и мировую. Думаю, что надо также ставить пьесы о современных героях. Я имею в виду военных и гражданских лиц, которые в последние две военные кампании проявили мужество, героизм. Это наши земляки и надо помнить их, пока свежа о них память. Не тогда когда пройдут десятилетия, и мы будем играть эту эпоху, а сейчас, когда люди могут рассказать, показать, пока эти герои живы. О них будем ставить. Я считаю это важным, потому что люди приезжают сюда из других регионов, вплоть до министров, и они не совсем понимают, что здесь происходило. Некоторые боятся ехать, никогда не слышали о том позитиве, который происходит в Чечне. Грозный преображается, столица всегда славилась гостеприимством, как и чеченцы. Например, если танцевальный ансамбль «Вайнах» может иметь своих поклонников, то у театра возможностей еще больше. Если артисты ансамбля в танцах, в движениях и в одежде показывают темперамент и традиции народа, то театр может показать это многогранно, и движением и словом и содержанием.

- Соберетесь ли гастролировать? Как в других регионах России и за рубежом воспринимается чеченское театральное искусство?

- Мы будем ездить по всем регионам, и показывать наши добрые традиции, культуру, наши обычаи. Показывать, как наши люди сохраняли человеческое лицо в нечеловеческих условиях. Здесь много тем и большой простор, ведь много было героев – те же врачи – это же наши обычные земляки, о подвигах которых можно писать, писать и писать. Просто люди про это не знают, а театр будет это пропагандировать. Людям это очень интересно, ведь это же богатая культура. Как правило, если выезжает любой чеченский коллектив, то его ждет аншлаг, приветствуют на ура. Если проходит какой-то фестиваль с участием коллектива из Чечни, то к нему бывает особый интерес. Люди ждут от нас творческой работы. Мы не можем выехать, лишь бы показаться или выступить. Если наш коллектив выехал, то они должны показывать достойные вещи, достойное мастерство, достойную драматургию, достойное мастерство актеров, режиссерское решение, костюмы, звук, свет – это все должно быть на высшем уровне, чтобы наш театр мог выступить на любой площадке мира достойно.

Когда-то и творческие коллективы, и театры из Чечни выезжали и работали везде. Слава распространилась, а потом все прекратилось из-за боевых действий. Но сегодня многим интересно, как это будет возобновляться и развиваться. Людям искренне интересно, они же знают этот театр не понаслышке, у нас здесь сотни прославленных имен, которые проработали в этом театре при СССР.

  - Как к театральному творчеству относятся исламские духовные деятели?

- Этот вопрос у нас не возникал. Театр, он тоже рупор, тоже несет с собой какую-то идеологию, которая несет определенные задачи. Мы же воспитываем молодежь, души людей, а то, что мы показываем, будет соответствовать нашей культуре, нашим обычаям. Если же там будут присутствовать какие-то острые моменты, это все будет обыгрываться. Мы политику не затрагиваем и религию мы тоже не затрагиваем.

- Как религиозные деятели относятся конкретно к работе актрис?

- Об этом тоже не могу сказать, такой вопрос у нас не поднимался. Театральная труппа начала работать с 2004 года, с тех пор были премьеры. За эти года проблем с духовенством у нас никогда не было, в этом плане у нас здесь очень демократично.

Источник: Вести Кавказа

Русский театр: второе рождение

Государственный русский драматический театр (ГРДТ) был основан в 1938 году. Так как в разное время на его сцене ставились спектакли по произведениям М.Ю.Лермонтова, то в связи со 100-летием со дня смерти поэта в 1941 году театру было присвоено имя этого классика русской литературы.

В советские времена театр гастролировал по всей стране, а многие его спектакли были удостоены почетных дипломов Министерства культуры СССР и других наград. На сцене театра играли такие известные актеры, как народные артисты СССР Леонид Броневой, Иннокентий Смоктуновский, народные артисты РСФСР Римма Быкова, Владимир Белоглазов, Владимир Панов, Тамара Кулагина и другие, составившие его гордость и славу. С русским театром связаны имена многих известных режиссеров: М.Солцаева, Р.Хакишева, И.Шаповаленко, А.Исаева, Е.Красницкого, В.Белоглазова и др. Как профессионал состоялась в этом театре первая чеченка-режиссер Лариса Куразова.
В 1991 году в театре прошла последняя предвоенная постановка спектакля, а с началом известных событий он практически перестал существовать. Деятельность ГРДТ им.М.Ю.Лермонтова возобновилась в 2004 году благодаря усилиям Министерства культуры ЧР, которое учитывало социальную и политическую значимость возрождения этого очага культуры. Несмотря на неоднократные обращения министерства через российские СМИ к бывшим работникам театра с приглашением вернуться в Грозный для продолжения работы, никто из них не откликнулся. Поэтому Министерство культуры и руководство театра приняли решение привлечь для работы в театре чеченских актеров и режиссеров. Среди них были режиссер, народный артист РФ М.Солцаев, народная артистка РФ Н.Хаджиева, заслуженная артистка РФ Р.Гичаева, народные артисты ЧР А.Джамаев, Х.Азаев, Б.-А.Вахидов, заслуженная артистка ЧР З.Айдамирова и молодые актрисы А.Муртазалиева, Д.Шахбазова, Л.Амерханова, М.Магамадова. Так театр после 14-летнего перерыва, не имея своего стационарного здания, начинал возрождение, выезжал со спектаклями в другие регионы, участвовал в фестивалях, становился их дипломантом, получал награды…
Год назад директором театра был назначен Бекхан Музакаев. Через два месяца после его назначения в Махачкале начался фестиваль драматических театров республик Северного Кавказа и государств Черноморского и Каспийского регионов. По словам Бекхана, в репертуаре не было фестивальной постановки. Но, несмотря на это, они решили принять участие в этом мероприятии.
– В тот период наш коллектив несколько лет никуда не выезжал, – рассказывает он.

– Хотелось посмотреть, как люди работают, пообщаться с талантливыми артистами. Поначалу к нам отнеслись настороженно. Было неприятно, когда члены жюри спросили у меня, для чего Чечне нужен русский театр и что мы унаследовали от того театра, который когда-то славился на Кавказе и в СССР? Мы ответили на эти вопросы, после чего мнение о нас изменилось. Коллеги начали предлагать свою помощь, ведь Чечня – это субъект РФ, неотъемлемая его часть. Сейчас в республике проводится политика, направленная на возвращение русскоязычного населения. Находясь в составе России, мы должны пропагандировать русскую культуру, которая объединяет многоликую, многонациональную культуру страны. До 1991 года в театре, как уже говорилось, в основном работали русские актеры. Через его сцену прошли около 300 артистов, которые уехав отсюда, продолжили карьеру в лучших театрах России и за ее пределами. Сейчас они трепетно вспоминают годы, проведенные в Грозном. С некоторыми из них я виделся. Это были трогательные встречи и воспоминания. Актеры, которым позволяет здоровье (многие из них уже пожилые люди), готовы приехать сюда и помочь нам. Мы хотим, чтобы те, кто работал в этом театре, вернулись и научили наших актеров своему искусству, передали молодым свой опыт.
Как отметил Б.Музакаев, сегодня труппа Русского драматического театра состоит из чеченских актеров в возрасте 23-25 лет. Он планирует к следующему приезду в республику режиссера В.Поглазова при содействии отделов культуры Наурского и Шелковского районов набрать группу русской молодежи для обучения актерскому искусству. После открытия театра при нем планируется создать театральную студию. Существует предварительная договоренность об этом с театральными деятелями Москвы, курирующими работу театра, которые обещали помочь лучшими педагогическими кадрами. Сам театр рассчитан на 500 посадочных мест. Благоустройство театра уже завершено, осталось оборудовать зал и сцену. Театр располагается в одном из грозненских микрорайонов, рядом с развлекательным комплексом «Грозный-Сити». В мае планируется его открытие.
– Я познакомился в Москве с прекрасным талантливым человеком Павлом Тихомировым, который работает в театре им.Вахтангова. Он по своей инициативе собирает материалы об истории нашего театра. Хотя везде пишут, что театр был основан в 1938 году, у Тихомирова есть репертуарные листы 1910 года, свидетельствующие о существовании его предшественника, основанного аж в 1904-м году. Думаю, этот театр является гордостью России. Я сейчас занимаюсь издательством книги, рассказывающей о его истории. Недели через две планирую выехать в Москву и в регионы для встречи с бывшими актерами театра. которых мне помогли разыскать. Некоторые из них выразили желание приехать в Грозный на открытие театра и поучаствовать в мастер-классах для наших артистов.


Зинаида Федорова

Русский драматический театр имени М. Ю. Лермонтова из Чечни представлен на театральном фестивале

С 15 по 24 сентября в Махачкале пройдет III Международный фестиваль русских драматических театров республик Северного Кавказа и государств Черноморского и Каспийского регионов. Свои работы покажут в Дагестане 16 театров из 12 регионов России, а также Казахстана, Израиля и Германии.

Организаторами фестиваля выступают министерство культуры и Союз театральных деятелей Дагестана при поддержке Министерства культуры и Союза театральных деятелей России. В этом году фестиваль вошел в программу года Театра культурной Олимпиады «Сочи 2014».

Фестиваль проводится с целью укрепления и развития международных связей в области искусства между республиками Северного Кавказа и государствами Черноморского и Каспийского регионов. Мероприятие способствует популяризации театрального творчества, обмена впечатлениями и опытом, а также обогащению духовного мира и повышению культурного уровня зрителей, утверждают организаторы.

Среди участников – Русский государственный драматический театр имени Н. В. Гоголя, Театр «Русская сцена» (Берлин), Государственный театр Юного зрителя «Саби» (Владикавказ), Русский драматический театр имени М. Ю. Лермонтова (Чечня), Театр Тверии (Израиль), Русский театр драмы и комедии (Карачаево-Черкесия), Государственный русский музыкально-драматический театр (Ингушетия), Учебный театр театрального института имени Б. Щукина при государственном Академическом театре имени Е. Вахтангова и многие другие.

Справка. Грозненский русский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова был первый театр, который появился в Грозном в 1904 году. Первые его постановки были поставлены Евгением Вахтанговым, который в последствии стал гордостью российского театра. На премьеру его пьесы «Яд» в 20-е годы приезжал даже сам А.В. Луначарский. В то же время по проекту А.П. Ларионова, городские власти решили на улице Красных фронтовиков отстроить здание театра, который переехал туда в 1928 году. В 1929 году драматург Ромашев поставил пьесу «Конец Криворымска».

Русский драматический театр был открыт в Грозном в 1938 году специальным постановлением Совнаркома республики. В 1941 году, когда отмечали 100-летие со дня гибели Лермонтова, театр получил его имя.

В годы Великой Отечественной войны труппа театра выезжала на фронт, давала там представления для солдат. Артисты занимались сборами денежных средств на строительство самолетов, за что работникам театра была объявлена благодарность от Верховного главнокомандующего.

На два года - с 1942-го по 1944-й - театр был эвакуирован в Восточную Сибирь. До восстановления автономии Чечено-Ингушетии театр имел статус Грозненского областного драматического театра. Русский театр в автономной республике всегда ощущал свою миссию и предназначение - через высокие образцы многонационального искусства приобщать зрителей к многогранным культурным процессам страны, к духовным богатствам и традициям.

Во время военных действий в 90-е годы, большинство актеров уехало из Чечни. Затем, не имея своего концертного зала, труппа проводила репетиции в Доме культуры «Оргтехника». В 2007 году театр возобновил свою деятельность и готовился к открытию сезона.

Пока сценическая площадка Русского театра достраивается, труппе приходится работать над постановками в актовом зале Центра культуры и искусства.

- Мои актеры – студенты актерского факультета Чеченского государственного университета, они еще не ощутили театральную ауру, запах сцены и сценических кулис, а ведь это очень важно для актеров, которые, пропитываясь этой атмосферой, входят в образ и раскрывают внутренний мир своего героя, - рассказывает режиссер-постановщик Али Марисултанова.

www.grozny-inform.ru

Информационное агентство "Грозный-Информ"

zoofirma.ru
Яндекс.Метрика