Логотип банер

О театре

 

История Государственного русского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова

  Для человеческого общества театр является традиционным видом искусства. Он уже не одно тысячелетие влияет на личность, выполняя при этом  огромную воспитательную роль. Воспитание художественного вкуса зрителя, просвещение, создание нравственных идеалов, все данные аспекты являются основными составляющими в целях любого театра. История Республиканского русского драматического театра имени М. Лермонтова неразрывно связана не только с жизнью Чеченской Республики, расцветом ее культуры, искусства и литературы, но и с ростом всей многонациональной театральной культуры народов. На протяжении всей своей многолетней истории, театр имени Лермонтова был проводником духовных ценностей народа в духе самых высоких идей и идеалов. Грозненский русский драматический театр имени М.Ю. Лермонтова был первый театр, который появился в Грозном в 1904 году. Первые его постановки были поставлены Евгением Вахтанговым, который впоследствии стал гордостью российского театра. На премьеру его пьесы «Яд» в 20-е годы приезжал даже сам А.В. Луначарский. В то же время по проекту А.П. Ларионова, городские власти решили на улице Красных фронтовиков отстроить здание театра, который переехал туда в 1928 году. В 1929 году драматург Ромашев поставил пьесу «Конец Криворымска». Русский драматический театр был открыт в Грозном в 1938 году специальным постановлением Совнаркома республики. В 1941 году, когда отмечали 100-летие со дня гибели Лермонтова, театр получил имя этого великого поэта. На сцену театра должны были выйти первые профессиональные подготовленные актеры, перед которыми стояла задача приобщить чеченцев к настоящему театральному искусству, однако воплощению творческих планов коллектива помешала Великая Отечественная война. Немаловажным фактом является эвакуация театра с 1942 по 1944 г.г. в Восточную Сибирь. Народ был лишен права на свободную жизнь, на труд и культурное развитие. До восстановления автономии Чечено-Ингушетии, театр имел статус Грозненского областного драматического театра. Его деятельность всегда определялась теми высокими требованиями, которые ставит перед собой каждый театр, как средство для общения народов между собой. Русский театр в автономной республике всегда ощущал свою миссию и предназначение. Приобщение зрителей к общим культурным процессам страны, к духовным богатствам, осуществляется через высокие образцы русского и многонационального искусства. В разное время на подмостках театра ставились спектакли по произведениям М. Ю. Лермонтова. Также в репертуаре театра присутствовали  произведения мировой классики. На его сцене были  поставлены «Иванов» и «Дядя Ваня» Чехова, «Преступление и наказание»- инсценировка С. Радзинского по роману Достоевского, «Обыкновенная история»- инсценировка В. Розова по роману Гончарова, «Иркутская история» А. Арбузова, «Гамлет» Шекспира, «Мария Тюдор» Гюго, «На дне» Горького, «Бесприданница», «Волки и овцы» Островского, «Клоп» Маяковского, «Маскарад» Лермонтова, «Трагедия человека» И. Мадача и многое др. Почетных дипломов Министерства  культуры СССР и других наград были удостоены спектакли «Город на заре», «Между ливнями», «Москва, кремль», «Обыкновенная история», «На дне», «Дело, которому служишь», «Нашествие», «Трагедия человека».   Театр объездил с гастролями все города СССР. Театральные легенды Грозного неразрывно связаны с такими яркими именами актерских и режиссерских созвездий как: Леонид Броневой (советский и российский актёр театра и кино, народный артист СССР), Быкова Римма (народная артистка РСФСР), И. Смоктуновский (советский и российский актер театра и кино, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии), Владимир Белоглазов (артист драмы) Бабкина Марта (народная артистка Молдавской ССР), Савченко Лидия-Заслуженная артистка РСФСР, В. Плужникова, Т. Кулагина, М. Слуцкая и др. Безусловно, это не весь перечень всех легендарных артистов, составивших славу и гордость русского театра. С  театром им. М.Лермонтова связаны имена многих известных режиссеров: Е.Красницкого, В.Белоглазова, И.Шаповаленко, А.Исаева,  М.М.Солцаева. Первая чеченка – режиссер театра – Лариса Куразова состоялась как профессионал именно в этом театре. Русский театр имени М. Ю. Лермонтова был один из лучших театров Северного Кавказа. После известных трагических событий, произошедших на территории ЧР и в силу сложившихся исторических катаклизмов, театр был вынужден приостановить свою работу, а великие деятели покинуть пределы республики. Была уничтожена вся материально-техническая база, театральные декорации, цеха, мастерские, костюмы, реквизит. Театр практически перестал существовать. Последняя премьера спектакля театра состоялась в 1991 г. Несомненно, для тех, кто интересуется историей театра, его искусством, и всеми событиями, произошедшими за время его существования, небольшой экскурс в историю.

Из летописи театра. Годы, события, факты. Июнь 1927 года. Местное бюро Рабиса (название союза работников искусств того времени) создал первый профессиональный творческий коллектив — грозненский передвижной рабочий театр. 1929 год. В Грозный приезжает нарком просвещения А. В. Луначарский. Он присутствует на спектакле по своей пьесе «Яд» и принимает участие в обсуждении спектакля. 1938 год. Осуществлена постановка пьесы «Человек с ружьем» Н. Погодина. Так, впервые, на грозненской сцене предстал В. И. Ленина. С тех пор, Лениниана театра постоянно пополнялась все новыми и новыми постановками. Грозненские зрители имели возможность познакомиться со спектаклями «Кремлевские куранты», «Третья патетическая», «Семья», «Вечный источник», «Между ливнями». На подмостках театра в разные годы были поставлены драмы великого русского поэта. «Маскарад» является одной из последних. Трижды бывал здесь Евгений Багратионович  Вахтангов – русский советский режиссер, актер. Многие постановки театра, в числе которых такие спектакли как: «На дне», «Между ливнями», «Город на заре», «Нашествие», «Дело, которому ты служишь», «Москва, Кремль» удостоены почетных дипломов Министерства культуры СССР и многих других наград, которых по праву заслуживает театр. Коллектив театра им. М. Ю. Лермонтова постоянно работал с местными драматургами. Итогом этой плодотворной работы стали постановки: «Это было в Грозном» Е. Ксендзовой, «Верить человеку» М. Музаева (стоит отметить, что данный спектакль труппа театра играла на сцене кремлевского театра). В годы Великой Отечественной войны, в Грозном были созданы фронтовые бригады театра. Они выезжали во вторую гвардейскую дивизию 10-й армии и устраивали показ спектаклей. Артисты занимались сборами денежных средств на строительство самолетов, за что работникам театра была объявлена благодарность от Верховного главнокомандующего. На сегодняшний день проследить детально историю становления театрального дела сложно. Периоды военных кампаний не могли не сказаться на культурном развитии нации. Лишь частично, удается воссоздать ту картину возрождения театра. Но все когда – нибудь, да проходит. К счастью, эхо войны отдаляется все дальше… Пришло время собирать камни, театру – приступить к выполнению своей исторической, духовной миссии – творить, воспитывать, утверждать мир и гуманизм на этой многострадальной земле.

Возрождение. Министерство  культуры ЧР, учитывая социальную и политическую значимость возрождения Государственного русского драматического театра им. М.Лермонтова, несмотря на огромные трудности, своими силами начало возобновлять деятельность театра с 2004 г. Неоднократно  Министерство  культуры ЧР и руководство театра им. М.Лермонтова через российские СМИ обращались к бывшим  работникам с информацией о возобновлении деятельности театра и приглашением вернуться в г. Грозный для работы в родном театре. К большому сожалению,  никто из бывших работников театра не откликнулся. После чего Министерство культуры ЧР  и руководство театра приняли решение о привлечении для работы над первым премьерным спектаклем театра известных чеченских актеров и режиссеров. Среди которых были режиссер, народный артист РФ М. М. Солцаев, актеры: народная артистка РФ Н. Хаджиева, заслуженная артистка РФ Р. Гичаева, народные артисты ЧР: А. Джамаев, Х. Азаев, Б — А. Вахидов, заслуженная артистка ЧР З. Айдамирова и молодые актрисы А. Муртазалиева, Д. Шахбазова, Л. Амерханова и М. Магамадова.   После 14-летнего перерыва, не имея своего стационарного здания, сценических площадок для репетиций, мастерских, цехов для изготовления костюмов, реквизита, декораций, театр открывает очередной 67-й театральный сезон Государственного русского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова премьерой спектакля «За чем пойдешь, то и найдешь» по трилогии А. Островского «Женитьба Бальзаминова». Это и была одна из новых страниц в истории возрождения театра. Авторами идеи стали Валерий Губин и Павел Тихомиров. В вечере участвовали народные и заслуженные артисты СССР и ЧИАССР. Премьера прошла при полном аншлаге, с большим успехом. А руководство ЧР вручило почетные звания и благодарственные письма тем, кто работал в театре до войны, и тем, кто приступил к работе после. Там же театру была вручена медаль Лермонтова. Завершился вечер на оптимистической ноте, уже под другим  названием: «Был такой театр. Есть такой театр». В 2006 году на должность главного режиссера театра был приглашен известный не только в республике, но и за ее пределами М. М. Солцаев — профессиональный режиссер, который, впервые за всю историю своего народа был признан одним из сильнейших режиссеров в Советском союзе.  Мималт Мусаевич Солцаев имеет звания народного артиста РСФСР и ЧИАССР. Также является Лауреатом Государственных премий РСФСР и ЧИАССР, профессора искусствоведения. С его приходом, театр им. Лермонтова открыл новую страницу своей истории. Спустя два года, в 2007 г. Государственным русским драматическим театром им. М. Ю. Лермонтова поставлена трагедия «Рыцари Кавказских Гор», режиссером-постановщиком которой является народный артист РФ, лауреат государственных премий РФ и ЧР, профессор Мималт Солцаев. Пьеса «Рыцари Кавказских Гор»  написана по мотивам поэм и стихов М. Ю. Лермонтова, который является одним из главных героев, и мемуарам А. Авторханова, от лица которого в пьесе выведен Ведущий, связывающий и  анализирующий отдельные  страницы нашей истории. Постановка повествует о рыцарях, жертвовавших собой во имя добра, мира и созидания, в числе которых незаурядная личность Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова, стремиться по — новому переосмыслить некоторые эпизоды полуторавековой давности, пытаясь найти ответы на некоторые вопросы современности. 23 мая состоялась премьера этого спектакля.   

  Фестивали. В сентябре 2005 г театр им. Лермонтова был приглашен в г. Новочеркасск на фестиваль русских театров Юга России «Комплимент». Театру была оказана честь открывать фестиваль. Спектакль «За чем пойдешь, то и найдешь» был очень хорошо принят зрителями и критикой. Театр получил Гран-При фестиваля по двум номинациям: -за возрождение театра; -за лучшую сценографию и художественное оформление спектакля Коллективу театра была вручена грамота атамана Всевеликого Войска Донского, а Президент ЧР получил благодарственное письмо от хозяев фестиваля за оказание содействия коллективу театра в этой поездке. Стоит отметить, что в 2005 году театр им. Лермонтова принимал участие в фестивале комедийного жанра «Улыбка друзей» в г. Нальчике. В условиях полного отсутствия материально – технической базы, мастерских и цехов для изготовления костюмов и декораций, показательной является и совместная с Детским Фондом ООН ЮНИСЕФ работа – детский спектакль «Не хочу быть сярмиком» по сценарию М. Ахмадова. В сентябре 2007 года русский драматический театр им. Лермонтова принял участие  во II Международном театральном  фестивале  «Комплимент» со спектаклем «Рыцари Кавказских гор» в г. Ростов-на-Дону на сцене театра им. Горького и в г. Новочеркасске. Фестиваль проходил под патронажем Агенства по культуре и кинематографии РФ, Союза театральных деятелей РФ, Правительства Президента России в Южном Федеральном округе и Администрации города Новочеркасска. Возглавлял жюри фестиваля Народный артист СССР – Михаил Бушнов. Проект являлся примером толерантности и взаимопонимания, развития добрососедских отношений. Русскому драматическому театру им. М. Лермонтова была предоставлена честь Закрытия театрального фестиваля.  Фестиваль «Комплимент — важное событие в развитии театрального искусства, и еще важнее участие в нем театра из Чечни». Именно эти доброжелательные высказывания А. В. Пряжникова, дало артистам театра, стоявшим за кулисами, глоток свежего воздуха, который в волнующий момент выхода на сцену был необходим. После официальной речи, труппа театра  показала свой спектакль «Рыцари Кавказских гор». Театр своим спектаклем закрыл театральную программу фестиваля. Русский театр им. М. Ю. Лермонтова доказал свое право на существование и развитие, получив награды по пяти номинациям: — Диплом участника фестиваля; — Диплом за преданность театральному делу; — Диплом автору актуального произведения (Мималт Солцаев); — Диплом за актерский дуэт (Роль Бей – Булата — Вахидов); — Диплом за актерский дуэт (Роль Ермолова – Марисултанов); — Диплом за рыцарство (Муса Аюбов); II Международный фестиваль, на котором интеллектуальный и творческий труд режиссера и актеров, был оценен компетентным жюри по достоинству. В апреле 2008г. на юбилейной  Х  программной  афише Международного фестиваля русских театров стран СНГ и Балтии «Встречи в России», проходящий в Санкт-Петербурге, появилось новое театральное лицо – театр, который заставил театральную общественность ЮФО заговорить о себе как о высокопрофессиональном «культурном институте», стремящийся встроиться в общероссийский культурный процесс. Театр, который не побоялся  и дерзнул принять участие на профессиональной «большой» международной площадке Театра — фестиваль «Балтийский дом» с творческими коллективами Франции, Израиля, Дании, Италии, Швеции, Эстонии, Латвии, Литвы, Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана и Таджикистана. Речь идет о творческом коллективе, под руководством М. М. Солцаева – Мастера высокого класса, одержимого идеей развития и расцвета театрального искусства возрождающейся республики – Государственном русском драматическом театре им. М. Ю. Лермонтова. Здесь также театром был представлен спектакль «Рыцари Кавказских Гор». Именно последняя работа театра стала неким основополагающим фактором, определившим участие театра в  Х международном фестивале стран СНГ и Балтии «Встречи в России». Русский драматический театр Чеченской Республики, театр – новичок в программной афише данного фестиваля, который впервые в истории театра принял участие в проекте подобного рода. Именно этот театр заставил театральную общественность ЮФО заговорить как о высокопрофессиональном «культурном институте». На протяжении всего времени чувствовалось, что важнейшим аспектом фестиваля становится процесс взаимовлияния и взаимообогащения разных национальных культур. «Культурное событие в Санкт – Петербурге. В наш город прибыл Государственный  русский драматический театр из Чеченской Республики. Он представит нашему зрителю спектакль «Рыцари Кавказских гор», уже ставший победителем на международном фестивале «Комплимент…» Именно такими словами начинался утренний блок программы «Новости Петербурга». Все СМИ в один голос заговорили о приезде и участии нашего коллектива, что внедряло актерам чувство глубокой ответственности перед республикой. В итоге театр стал дипломантом фестиваля по номинации «За участие в фестивале со спектаклем Рыцари Кавказских гор». Следующим этапом в жизни театра было участие в III Международном фестивале русских драматических театров республик Северного Кавказа и государств Черноморского и Каспийского регионов. На суд  зрителей и театральных критиков из разных городов России театр представил спектакль «Шейх поневоле», в постановке народного артиста ЧР, художественного руководителя театра им. М. Лермонтова  А.И.Марисултанова. Спектакль был показан на сцене Русского драматического театра им. М. Горького 17 сентября. Была отмечена естественная органика работы артистов, их молодая энергетика. Таким образом, театр стал дипломантом фестиваля по номинации: «За успешное выступление на 3-м Международном фестивале русских драматических театров республик Северного Кавказа и государств Черноморского и Каспийского регионов».

Репертуар – лицо театра, и театр обязан выстраивать «свой» художественный стиль, «свой» почерк и «свою» манеру общения со зрителем через героев классических произведений и современных авторов. Таким образом, репертуар театра пополнялся новыми постановками. Так в целях духовно – нравственного воспитания молодежи, заслуженным деятелем искусств ЧР М. Аюбовым был поставлен спектакль «Зло», который являлся достойным орудием в борьбе общества с наркоманией и оказывал должное воздействие на формирующееся сознание молодежи. В репертуаре появились спектакли: «Предложение», «Медведь» (режиссер – постановщик народный артист РСФСР, лауреат Госпремий ЧР и РФ, профессор Солцаев М.), «Ансар и Заза» (режиссер – постановщик заслуженный деятель искусств М. Аюбов), «Шейх поневоле», «Я вернусь» (режиссер – постановщик народный артист ЧР А. Марисултанов). Труппа театра продолжала  пополнятся молодыми артистами. 

Сегодня, в условиях развития театрального искусства республики, успехи русского театра дают толчок развитию всей культуры, поскольку ее роль в процессе возрождения республики неоценима. Можно с уверенностью констатировать, что Русский театр им. М. Ю. Лермонтова, следуя законам театрального искусства, достойно выполняет свою миссию и предназначение, и доказательством тому – успехи театра на площадках международных фестивалей. Театр необходим людям даже в самых экстремальных ситуациях. Интерес к жизни и культуре других народов, необходимый современному человеку, безусловно, пробуждается и через театр, который – помимо всего прочего – средство познания. Каждому городу нужен не просто театр, а свой театр. Театр, который непременно обладал бы явным и настоящим творческим своеобразием. А начинается оно с репертуара. В нем зафиксировано отношение ко времени, к проблемам, к современнику. Ничто так не влечет людей в театр, как возможность душевных потрясений, глубоких раздумий, интересных психологических споров. Таким образом, уже 73 сезона отыграли несколько поколений актеров в ГРДТ им. М.Лермонтова. Позади этапы сложного пути, на котором встречалось все: ошибки, разочарования, горечь неудачи, мучительный поиск, радость победы и удовлетворение от успеха. За годы существования у театра сложились свои традиции, сформировался репертуар, но каждый год театр пытается найти все новые, более интересные и актуальные формы диалога со своими зрителями.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

zoofirma.ru
Яндекс.Метрика